не зарегистрировавшийся пользователь
|
Мои размышл. (с учетом нынешней жары) по поводу одного из самых парадоксальных режиссеров ХХ в. Антониони. Его фильмы очень точные по материалу … и в то же время они ни о чём. "Метафизическая пустота " фильмов - это выражение, кажется, также появилось вместе с Антониони. (Но не буду утверждать).
Известно высказывание Антониони о том, что «изображение так прекрасно само по себе, что нам больше почти ничего не нужно». Кто-то написал о его работах (приблизительно так) "всё, что попало в кадр Антониони, пугающе беременно проблемной пустотой". Если вспомнить некоторые кадры из «Затмения» (пролеты героинь, их остановка в каком-то населенном пункте, затем финал) – это было первой попыткой подобия прорыва к идеальным поверхностям реальности.
Антониони избегал линейного повествования с его рациональными причинами и следствиями, иногда сознательно уничтожал сюжетные связи между кусками действия. Утверждал, что следует ходу самой жизни, которая никогда не бывает так организована, как в классических сюжетах и фабулах (забавно при этом, что его сравнивали с Чеховым). Ему приписывают открытие свободного метода повествования, как в литературе. Но здесь пальма все-таки первенства у франц. сюрреалистов и наиболее оформлено в «Гражданине Кейне» Орсона Уэллса.
При всем при том, что у фильмов этого режиссера есть ощущение схваченного потока жизни, они четко выстроены. Такой организованный гипереализм. И в тетралогии и в большей степени в «Индентификации женщины» используется приём «ложного хода», или "ложного напряжения", обращение к структуре детектива. Цитата из Антониони: «...во время работы я нахожусь на уровне интуитивном» и при этом съемкам предшествует огромная подготовительная работа.
Так что у А. было слияние «рационального и эмоционального». Приходил на съемку за полчаса до начала работы, чтобы почувствовать обстановку, определить решение кадра: импровизация возникала только от контакта с актерами и обстановкой действия. Для него было важным выстроить соотношение между актерами и их средой, определить ритм диалога и ритм кадра. Он даже оператору давал указание о движении камеры, чтобы она смогла раскрыть психологическую ситуацию. Как и Феллини, Ант. опасался, что попытки актеров осмыслить образ придут в столкновение с его режиссерской трактовкой, и заявлял, что актер не должен становиться собственным режиссером Иногда он давал точные указания, как играть, ничего не объясняя; ведь в зависимости от того, снимался актер с нижней точки или с верхней, меняется смысл реплик. Известны случаи актерских бунтов на его съемках., Ричард Харрис прервал работу над образом Коррадо и уехал, заявив, что он - не марионетка. (может быть, он и прав, но кино и без него получилось).
Галина Шур |