Сообщений всего: 18244
Дата рег-ции: Июль 2004 Откуда: Ирпень, Украина
Репутация: 56
Иалтабаоф
режиссер 2B
Украина, 2004
альтернативная версия истории о создании первого человека на земле.
история основывается на так называемом "апокрифе Иоанна". сценарий был написан музыкантами из группы "Фонарь", они же делали декорации и костюмы. в современности подобный жанр кино принято называть арт-хаусом, но авторам фильм "Иалтабаоф" представляется скорее стёбом или панком. высокопарный слог апокрифического писания с трудом согласуется с андеграундно-бытовым видеорядом. обилие самого текста не умещается в голове сразу, но картинка затягивает, как высказались многие зрители после премьеры фильма на втором "Ирпенском кинофестивале" в июле 2004-го года. для режиссера и оператора (2B) работа интересна в основном тем, что это первый опыт создания фильма по чужому сценарию, а также первая работа в жанре игрового кино.
в декабре того же года фильм был смонтирован заново, кроме того, улучшено качество немногочисленных спецеффектов, а авторский текст записан заново, точнее следуя режиссерскому замыслу.
Фестивали и показы:
- в июле 2005 года фильм показан во внеконкурсной программе восьмого МКФ "Осколки овации" (Россия, Калининград).
- участие Седьмом национальном фестивале любительских фильмов «Рыбий глаз» (Иркутск, Россия), 24 сентября 2005 г.
- участие в фестивале "Сине Фантом Фест 2005" (Москва, Россия), 25 ноября 2005 г.
- показы в эфире медиа-канала "OpenChannel" (Киев, Украина), начиная с 1 декабря 2006 г.
- участие в фестивале "Молодое Вече" (Великий Новгород, Россия), 29 июня 2007 г.
- участие в Международном фестивале авторского кино и анимации "Свирский Миф" (Подпорожье, Россия), 13-14 октября 2007 г.
- фильм включен во вторую ретроспективную программу "Ирпенского кинофестиваля", показы которой состоялись в Донецке (Украина), а также Вытегре и Великом Новгороде (Россия) на протяжении 2007 года.
идея, сценарий, декорации: Евгений Бовсуновский, Андрей Жук режиссер, оператор, монтаж, звук: 2B текст читала: Аня Чим (Пятачок). в ролях: Женя Бовсуновский, Сэр Жук, СК, Портвейныч, Фродо и др. формат записи: Digital8 длительность: 11 мин. 11 сек.
в звуковую дорожку вошли:
"Bislama" (Starowehr)
"Апокалипсис" (Евгений Краснов)
Сообщений всего: 18244
Дата рег-ции: Июль 2004 Откуда: Ирпень, Украина
Репутация: 56
итак, поскольку вторая (более авторская) версия фильма официально уже выпущена, ну а на премьере первой, я думаю, многие были, предлагаем высказать свое мнение по поводу картины, отдав свой голос за тот или иной вариант ответа опроса, а также написав ниже свой комментарий (при желании).
спасибо!
p.s. сам я честно проголосовал за первый вариант :)
Сообщений всего: 18244
Дата рег-ции: Июль 2004 Откуда: Ирпень, Украина
Репутация: 56
Lone-person, не, сути ты не знаешь, т.к. фильм не смотрел. а потому наша дискуссия носит сугубо теоретический характер. стало быть, для ее продолжения надо перейти в раздел "кино"
Сообщений всего: 18244
Дата рег-ции: Июль 2004 Откуда: Ирпень, Украина
Репутация: 56
тогда это меняет дело! хотя, конечно, по столь коротким эпизодам сложно представить себе всю картину, но, имея подобный твоему опыт просмотра кинолент, можно!
Сообщений всего: 1881
Дата рег-ции: Июль 2004 Откуда: Донецк, Украина
Репутация: 0
Чо-то я невнимательно титры читал. А кто писал сценарий к фильму? Не текст, конечно, он выдран из первоисточника, а именно действия актёров. Многоуважаемый 2Б или "фонари"?
Сообщений всего: 1881
Дата рег-ции: Июль 2004 Откуда: Донецк, Украина
Репутация: 0
Я тут недавно выдал на гора уничтожительную статью по фильмам ИК-2, где обошёл стороной заметку об «Иалтабаофе», поскольку для «Иалтабаофа» выделен отдельный тред. Этот.
Рассказываю. Посмотрел один раз. Не дошло. Посмотрел второй. Снова не дошло. Но рецензию ведь надо писать, а не дожидаться, когда дойдёт. Впечатление такое – осталась груда вопросов. В основном типа «Почему?» и «Зачем?». Знаю, что этот фильм уже много раз обсуждался на старом форуме, но я в этом не участвовал, так что, возможно, я начну тему сначала.
Жанр фильма непонятен. Не документальный – это однозначно, но и художественным я тоже с трудом бы его назвал. Но на то он и артхауз, чтобы своей оригинальностью не подходить ни под один жанр. Кстати, я до сих пор в кино не видел случая экранизации дословного текста Библии. Раньше обычно как-то интерпретировали, переводили на понятный язык, что ли. А так получается, слова вроде русские, а смыла уловить не удаётся. Сказано было очень давно, да и зашифровано всё в Библии, чтобы ни тогда не было понятно, ни сегодня, а только избранным, вот и расшифровывают, кто во что горазд.
Вот, какую общую нить я понял из приведённого текста Библии. Жил-был Бог, основа всех основ, которого ни увидеть, ни познать, ни измерить ничем нельзя. Дальше идёт непонятный фрагмент и на сцене появляется мать Иалтабаофа, она рожает сына, названного Иалтабаофом, который оказался несовершенным в сравнении с Богом, и тогда она его изгоняет. Иалтабаоф скитался, крепчал, закалялся, пока не оказался в состоянии создать Землю и стихии, а под конец и человека – Адама. Создание Адама происходило при помощи всех стихий, которые каждая по отдельности несла частичку образа Бога, в результате чего должно было появиться творение, полностью отражающее Бога, чем была бы достигнута древняя мечта увидеть, познать и измерить Бога. Адам был создан, но неожиданно оказалось, что поскольку он включал себя все существующие стихии, то он вышел круче всех их, вместе взятых. Протоархонтам (кто они вообще такие?) это не понравилось, и они «наградили» Адама способностью конечной жизни, то есть сделали его смертным. А Иалтабаоф в заключение дал испить Адаму воду забвения, чтобы тот всё забыл. Отсюда вывод: мы, потомки Адама, являемся отражением Бога, круче всех стихий и ничего не помним о том, как мы были созданы и кто мы вообще такие.
Чтобы понять всё то, что я здесь описал, мне пришлось просмотреть фильм три раза. Текст очень мудрёный, Аня читает его непрерывно, и я не успевал вникать в суть сказанного. Поправьте меня, если я что не так понял.
Вообще говоря, экранизировать подобное весьма непросто, так как отсутствует конкретика, всё такое отвлечённое и фундаментальное. Поэтому у разных людей экранизация получилась бы нисколько не похожая друг на друга, насколько у каждого хватило бы фантазии. Ну, и перед тем, как я начну разносить творение 2Б, добавлю, что никогда прежде я нигде не читал и не слышал подобной версии создания мира и человека. Разные религии по-разному представляют начало мира, но я не думал, что и у Библии есть разные варианты этого.
Поехали.
Свечи. Они повсюду, на протяжении всего фильма. В чём их смысл? Я было подумал, что раз фильм снимался в тёмное время суток, то свечи служили освещением, но не так всё просто. Во-первых, освещение можно было сделать электрическое, а фонари вывести из кадра. Так и было сделано в одном кадре, когда показывают силуэт человека в проходе за клеёнкой. Из прохода идёт такой сильный свет, что одними свечами там явно не ограничились. Стало быть, смысл был в другом.
Непонятно ещё, почему почти весь фильм снят в темноте. Допустим, чтобы скрыть всё несущественное и сконцентрироваться на происходящем, то есть чтобы мы видели то ли одного Иалтабаофа, то ли одного Адама. Но тогда зачем, когда Адам принимал от Иалтабаофа воду забвения, на улице был день? И почему он держал в одной руке свечу? Ведь было же светло. Что-то непонятное с этими свечами. Я не сильно придираюсь?
Иалтабаоф. Что означают эти ветровые мельницы у него на голове? Голова, одетая в строительную пену, это ещё куда ни шло, но вот с вертушками непонятки. Или в этом скрыта какая-то тайна, или создатели фильма не смогли придумать для образа Иалтабаофа ничего более экзотического. Потом как-то странно шёл Иалтабаоф по тропе из свечей, сбивался с пути и сбивал ногами свечи. Темно было, и он не видел, куда идти?
Рождение Адама. Чего только не кидали в ванную, символизируя то одну, то другую стихию, из которых должен был появиться человек. А кто-нибудь сможет объяснить, почему кидали именно эти предметы? Почему кусок старой киноплёнки, почему куски засохшей строительной пены, почему кеды? И зачем в ванной плавали свечи? Тоже чтоб светло было? И вот явился Адам. В противогазе. Предположим, чтобы мы не видели лица актёра, иначе Адам будет ассоциироваться с конкретным человеком, но почему именно противогаз?
А что за странные прыжки снизу вверх делал силуэт человека на фоне света за клеёнкой? Чего ради это было показано? И почему этими прыжками то и дело прерывали заключительную сцену испития Адамом воды забвения? Сплошные вопросы.
Вообще, мне кажется, на эти вопросы нет ответа. То есть кино в стиле артхауз, в отличие от кино традиционного, характерно тем, что задаёт вопросы, на которые не обязательно знать ответ. Суть в том, чтобы дать зрителю пищу для размышлений, а думать он уже должен сам. Насколько я понимаю, в этом заключается основа независимого и авторского кино. Хуже, когда авторское кино претендует на осмысленность, но понятно одному только автору.
Ну, а 2Б, я думаю, ни в чём не виноват. Сценарий-то писали «фонари», так что будем валить всё на них.
Сообщений всего: 18244
Дата рег-ции: Июль 2004 Откуда: Ирпень, Украина
Репутация: 56
Mark, всё ещё придерживаюсь мнения, что комментировать такую хорошую рецензию не стоит, но поскольку ты настаиваешь, рассмотрю некоторые пункты.
Посмотрел один раз. Не дошло. Посмотрел второй. Снова не дошло.
приятно, что фильм заставляет посмотреть себя несколько раз! знаешь, до меня хорошо дошло лишь после того, как я лично отредактировал текст "апокрифа Иоанна" для второй версии фильма.
на то он и артхауз, чтобы своей оригинальностью не подходить ни под один жанр
ну, про себя я это не артхаузом называю, а обычным стёбом. думаю, такие фильмы некоторым нравятся по крайней мере, снимать всё это было сплошным удовольствием
зашифровано всё в Библии
я бы не стал называть этот апокриф Библией. это не каноническое писание.
какую общую нить я понял из приведённого текста
знаешь, довольно неплохо описано! я даже для себя такую нить не вычленил, для меня сюжет картины - сплошной снежный ком хотя, не скрою, чем дольше смотрю, тем больше понимаю и проникаюсь идеей!
Текст очень мудрёный, Аня читает его непрерывно, и я не успевал вникать в суть сказанного
когда-нибудь дам тебе послушать первую версию, когда текста было на 50% больше и читал его Женя
Свечи. Они повсюду, на протяжении всего фильма. В чём их смысл?
свечи - сплошной символизм, ничего конкретно не сообщающий, но подсознательно настраивающий зрителя на своеобразное восприятие картины, на мой взгляд. свечи, огонь, полумрак - это вводит в какой-то полугипнотический транс, окутывает таинственностью..
Непонятно ещё, почему почти весь фильм снят в темноте
скорее всего потому, что лишь в конце Адам появился на земле. всё остальное было где-то. в другом месте. и, опять же таки, в темноте, в полумраке ощущаешь атмосферу загадочности, а в фильме нужно было создать именно такую атмосферу, и именно атмосферу.
Что означают эти ветровые мельницы у него на голове?
это вопрос к декораторам. насколько я понял, для них главным условием было, чтобы было непонятно
Иалтабаоф по тропе из свечей, сбивался с пути и сбивал ногами свечи. Темно было, и он не видел, куда идти?
всегда, когда я смотрю эти кадры, искренне смеюсь. были и другие дубли, но то, как Иалтабаоф растоптал все свечи на своём пути - мой любимый, потому и попал в конечный вариант. можешь отнести эту загадку к слабости начинающего режиссера
почему кидали именно эти предметы? Почему кусок старой киноплёнки, почему куски засохшей строительной пены, почему кеды?
а почему нет?
И зачем в ванной плавали свечи? Тоже чтоб светло было?
чтоб красиво было, эстетично, а попутно - таинственно и загадочно!
явился Адам. В противогазе. Предположим, чтобы мы не видели лица актёра, иначе Адам будет ассоциироваться с конкретным человеком, но почему именно противогаз?
чтобы было по-панковски. у панков, знаешь ли, своя культура и понятие о мире. так что против противогаза я, как режиссер, ничего не имел и не имею.
А что за странные прыжки снизу вверх делал силуэт человека на фоне света за клеёнкой? Чего ради это было показано?
а это к вопросу о существенности нашей жизни. сугубо философский момент в фильме. думаю, если посмотришь на заданный тобою вопрос в таком вот аспекте, объяснять уже ничего не придется.
почему этими прыжками то и дело прерывали заключительную сцену испития Адамом воды забвения?
допустим, он начинает проникать в реальный мир и, соответственно, реальный мир начинает проникать в него.
мне кажется, на эти вопросы нет ответа
ну, кое на какие я постарался ответить
Суть в том, чтобы дать зрителю пищу для размышлений, а думать он уже должен сам. Насколько я понимаю, в этом заключается основа независимого и авторского кино.
это тема для отдельного долгого разговора.. но, в целом, с такой постановкой вопроса можно согласиться. и, конечно, нельзя скатываться в пафос или нравоучения. многие этим грешат.
а 2Б, я думаю, ни в чём не виноват. Сценарий-то писали «фонари», так что будем валить всё на них
виноват, или нет, не знаю, а фильм получился таким именно потому, что мы вместе его таким сделали. так что, если "фонари" в чем-то виноваты, то и я виноват в этом не меньше них.
Сообщений всего: 150
Дата рег-ции: Июль 2004 Откуда: Буенос-Айрес Аргентина
Репутация: 1
Ну вот 2В и открыл тайну.
Я фильм весь не видел только отрывок но признаюсь меня он заинтересовал. Вообще последнее время фильмы на такую тему. Стало возможно снимать .. Вот вспомните Масера и Маргаритау совсем недавно поставили. осталось там немного доделать. А раньше это было невозможно.
Сообщений всего: 1881
Дата рег-ции: Июль 2004 Откуда: Донецк, Украина
Репутация: 0
2B
всё ещё придерживаюсь мнения, что комментировать такую хорошую рецензию не стоит
Хорошая она или плохая, но страна хотела бы знать, как ты на неё отреагируешь.
до меня хорошо дошло лишь после того, как я лично отредактировал текст "апокрифа Иоанна" для второй версии фильма
Любопытно. Но случаи такие встречаются не раз, когда режиссёр прозревает, о чём его собственный фильм, уже после того, как тот выходит в прокат. Часто критики помогают просветиться, но и жизненный опыт тоже вносит свой вклад.
я это не артхаузом называю, а обычным стёбом
Слышал уже как-то это от тебя, но так и не понял, а над чем же там постебались?
хотя, не скрою, чем дольше смотрю, тем больше понимаю и проникаюсь идеей!
Интересно, а "фонари" тоже продолжают проникаться идеей или они для себя уже всё поняли?
когда-нибудь дам тебе послушать первую версию, когда текста было на 50% больше и читал его Женя
О боже мой!
свечи, огонь, полумрак - это вводит в какой-то полугипнотический транс, окутывает таинственностью..
Ну, я приблизительно так это себе и представлял, по аналогии с другими мистическими фильмами. Есть у меня сценарий так и не снятого мистического фильма, там тоже свечи по сюжету предполагались. Думаю, здорово, что я его так и не снял. Был бы ещё один штамп.
были и другие дубли, но то, как Иалтабаоф растоптал все свечи на своём пути - мой любимый
Понял-понял. То есть по сценарию не предполагалось, чистая импровизация!
а почему нет?
А почему да? Я ведь смотрел фильм не для того, чтобы на вопрос, о чём фильм, ответить, а фиг его знает. И думаю, создатели фильма добивались не того же самого. Но если создатели фильма и сами не знают, о чём он, и почему они его так сняли, то в чём тогда смысл?
у панков, знаешь ли, своя культура и понятие о мире
Ещё одно открытие. Так это панковский фильм? Тогда ещё одно подозрение закрадывается: панковский фильм для панков.
допустим, он начинает проникать в реальный мир и, соответственно, реальный мир начинает проникать в него
Млин, за сто лет не догадался бы!
нельзя скатываться в пафос или нравоучения. многие этим грешат
Этим грешит не только авторское кино, но и коммерческое. В любом случае, если они будут этим грешить, зритель их оставит, ведь нравоучения никто не любит. Никто не будет смотреть - не для кого будет снимать. Со временем они сами поймут, как снимать и для чего. Или вообще бросят это занятие, как большинство и делает.
Вот, ещё половина непонятных вещей прояснилась. Как хорошо общаться с самими создателями фильма! Постепенно создаётся впечатление, что не так уж всё запущено, и главное - в сознание проникает глубокая мысль, которую хотели донести авторы!
Все гости форума могут просматривать этот раздел. Только зарегистрированные пользователи могут создавать новые темы в этом разделе. Только зарегистрированные пользователи могут отвечать на сообщения в этом разделе.
Powered by
ExBB.
ExBB FM 1.0 RC1 by TvoyWeb.ru. InvisionExBB Style converted by Markus®, edited by 2B. Smiles by Aiwan, Connie and others. Hosted by Peleng.