Крыша мира, Ирпень, 9 декабря 2008 г.
Сначала мне хотелось написать развернутый репортаж о прошедшем в Донецке фестивале аматорского кино «Другие территории», но затем я решил ограничиться лишь кратким обзором, с фокусом на моей личной оценке лучших фильмов и организационных моментах проведения фестиваля. Собственно, на том опыте, которым обогатили нас, «ИК», донецкие коллеги.
Начну с того, что нам с G было очень любопытно посмотреть на фестиваль, прообразом которого во многом послужил «Ирпенский кинофестиваль», начиная с концепции и заканчивая номинациями. Из существенных отличий: масштабность мероприятия в плане присутствия обилия должностных лиц, специально приглашенных из других городов членов жюри и авторов, а также коммерческой составляющей фестиваля. То есть всего того, от чего на протяжении шести лет сознательно отказывается «Ирпенский кинофестиваль», чтобы сохранить свой независимый в широком понимании этого слова статус.
Для себя мы условно разделили донецкий фестиваль на несколько частей:
1. Пресс-конференция.
2. Конкурсные показы.
3. Ретроспектива «Ирпенского кинофестиваля».
4. Общение с публикой.
5. Работа Жюри.
6. Закрытие фестиваля.
7. Всё остальное.
Пресс-конференция.
Признаюсь честно, меня всегда отталкивают формальные и пафосные мероприятия. Думаю, все согласятся, что пресс-конференции относятся именно к таким. Зал одного из самых больших кинотеатров большого города - театр кино имени Шевченко - принял организаторов, гостей и представителей прессы. Началось все с бодрых приветственных речей начальника управления культуры и туризма Донецкой облгосадминистрации и генерального директора ОКП «Донецккиновидеопрокат», и закончилось вялыми вопросами нескольких журналистов и студентов Шахтерского кино-техникума о том, как будет развиваться фестиваль и чем радовать дончан. Мы сидели на возвышении сцены и, передавая друг другу микрофон, должны были чувствовать себя очень важными и значительными, но на самом деле всем хотелось, чтобы «прессуха», как ее называют журналисты, поскорее закончилась. Так состоялось наше первое знакомство с организаторами, другими членами жюри и некоторыми участниками фестиваля.
![](-files/g2b-donetsk-1.jpg)
Конкурсные показы.
Вскоре после открытия мы переместились в пресс-центр «Восток-медиа», где проходили все дальнейшие мероприятия «Других территорий».
На фестиваль было прислано 62 фильма, из которых в конкурсную программу было отобрано 49, т.е. почти 80%. Основным критерием отбора было отсутствие пропаганды насилия, наркотиков и секса (впрочем, в некоторых случаях я готов поспорить с оргкомитетом фестиваля о присутствии той или иной пропаганды).
Такая лояльность к аматорам имеет свои плюсы и минусы. К плюсам, бесспорно, относится возможность для автора показать свой фильм не только семье и друзьям, а и нескольким десяткам коллег по цеху и зрителям; получить мотивационный заряд энергии фестиваля и почувствовать себя причастным к искусству кино. К минусам, разумеется, субъективно, хочу отнести субъективную оценку фильмов Жюри и, как следствие, укоренение переоценки собственного таланта и сил некоторыми авторами; а главное - формирование неверного представления о любительском кинематографе у зрителей фестиваля.. В результате всего вышесказанного, временами зрители засыпали или плакали тогда, когда нужно смеяться, а смеялись тогда, когда нужно плакать, следуя замыслу автора.
![](-files/g2b-donetsk-2.jpg)
Ретроспектива «Ирпенского кинофестиваля».
Думаю, мы смогли внести приятное позитивное разнообразие в «Другие территории», поскольку наша третья программа сформирована преимущественно из фильмов «ИК-6», прошедшего под девизом «Генерируй позитив!». Во время презентации «ИК» G в двух словах, но очень полно, рассказала о нашей миссии и основных принципах, вопросы решили оставить на потом, запустив ретроспективу на большой экран. Вот только услышать вопросы нам не довелось, т.к. время окончания дня неожиданно сместили с 22 на 20 часов. Зато во время последнего показа в этот вечер было много смеха и апплодисментов, что нас очень порадовало, вдохновило и укрепило в осознании правильно выбранного пути.
![](-files/g2b-donetsk-3.jpg)
Общение с публикой.
Мне было несколько неловко носить бейджик с надписью «Жюри», поскольку большинство авторов и гостей гораздо охотнее подошло бы ко мне пообщаться, если бы нас не разделяла условная пропасть между творцами и их судьями. Эта пропасть чувствовалась во всем: члены Жюри первыми должны подходить к фуршетному столу, без полной обоймы Жюри (а было нас пятеро) не начинались конкурсные показы, пусть даже кто-то один опаздывал к началу даже на полчаса. Лично мне гораздо приятнее находиться на равных как с авторами, так и со зрителями, будь я членом Жюри «Других территорий» или организатором у себя на «Ирпенском кинофестивале». В конце концов, всех нас объединяет лишь любовь к кино, а в независимом (нет, лучше сказать «любительском») кино нет места статусам и званиям.
Как бы то ни было, нам с G удалось пообщаться с некоторыми авторами, снявшими, на мой взгляд, замечательные фильмы, которые, хочется верить, зрители «ИК-7» смогут увидеть летом в Ирпене.
![](-files/g2b-donetsk-4.jpg)
Работа Жюри.
Самая тяжелая и деструктивная часть фестиваля (подчеркну, опять же, лично для меня). Среди нас было два теоретика кино, два практика и один синефил. Образовалось два лагеря (два теоретика против двух практиков и синефила), оценивших фильмы диаметрально противоположно, в результате чего первые места в номинациях заняли либо откровенно посредственные фильмы (вызвав тем самым удивление зрителей фестиваля и самих авторов), либо по два совершенно разных (как по уровню и глубине, так и по качеству) фильма на одной позиции (например, первое место в номинации «Экспериментальный фильм» разделили живописная медитативная картина «Тенсёгрити» и банальный треш под названием «Самый худший фильм»). Любые оправдывания тем, что «шли ожесточенные кровавые бои» в Жюри, не могут, мне кажется, оправдать того, что присутствующие авторы действительно хороших фильмов, посмотрев никудышние фильмы своих «конкурентов», признанные лучшими, были разочарованы и дизориентированы.. Тогда я понял, что быть членом Жюри - это не только большая честь, но и большая ответственность. Впредь я буду принимать подобные приглашения лишь после того, как досконально изучу своих будущих коллег.
![](-files/g2b-donetsk-5.jpg)
Закрытие фестиваля.
Состоялось сразу же после определения победителей Жюри. Не обошлось без местого Депутата Верховного Совета, который предложил авторам новую неисчерпаемую тему для фильмов - шахты и шахтеры. Впрочем, выступление народного избранника было довольно искренним и позитивным, а хороший фильм о шахтах и шахтерах, основанный на реальных событиях, я бы с удовольствием посмотрел.
Затем на импровизированную сцену вышло Жюри, председатель сказала несколько слов о наших жарких боях, поблагодарила организаторов за оказанное доверие (или это я уже сам додумываю, что стоило бы сказать?), после чего каждый член Жюри объявил победителей в номинациях, которым девушка на высоких шпильках торжественно вручала памятные барельефы оленей. Удивленные возгласы сменялись взрывами апплодисментов, но всё хорошее быстро заканчивается. Тайна была открыта, и уважаемое панство переместилось в коридор к фуршетным столам, а выжатые, как лимоны, члены Жюри поскорее отправились восвояси, предоставив аматорам и зрителям наслаждаться финалом.
![](-files/g2b-donetsk-6.jpg)
Всё остальное.
Это встреча с многочисленными донецкими друзьями и коллегами, это знакомство с множеством интересных людей, близких к искусству, это постижение города и его субкультуры, это утренние и ночные прогулки, это разговоры о кино и фестивалях, это опыт и просто удовольствие.
![](-files/g2b-donetsk-7.jpg)
И в завершение своего небольшого очерка хочу ознакомить уважаемых читателей со своей личной картиной победителей «Других территорий», под которой мне не стыдно подписаться.
Анимационный фильм.
1 место - «Нытик» (реж. С.Петров)
2 место - «Если ты зеленее» (реж. П.Беликова, И. Поляков)
3 место - «23 анимационных экзерсиса» (реж. Д.Бондарчук)
Документальный фильм.
1 место - «Трудный» (реж. Н.Бондарчук)
2 место - «Наедине с памятником» (реж. И.Бельская)
Экспериментальный фильм.
1 место - «Тенсёгрити» (реж. В.Гумуржи)
2 место - «Кинохайку №1» (реж. К.Баранов)
3 место - «Персональное время» (реж. А.Кожевник, Я.Забратски)
Игровой фильм.
1 место - «Дом» (реж. П.Кельм)
2 место - «Больше трех» (реж. С.Цегельный, П.Ланкин)
3 место - «Удачный кадръ» (реж. В.Назаренко)
Надеюсь, большинство из этих фильмов все мы сможем увидеть на Седьмом «Ирпенском кинофестивале» в июне 2009 года. Напомню, что заявки принимаются до 31 марта, анкету можно заполнить здесь же.
Сергей “2B” Туби
организатор "Ирпенского кинофестиваля"