День 1, 27 ноября 2008 г.
Первое шапочное знакомство с Варшавой прошло успешно. Прибыв в 7 утра и будучи доставленными в гостиницу, мы получили свободное время до полудня, поскольку свободных номеров пока не было.
Ветрено, пасмурно, время от времени моросит дождик.
Изучили несколько кварталов - от гостиницы до вокзала. Зашли в костел, в несколько автоматизированных мест самообслуживания в банках (пытались прикинуть, какая сумма в злотых у нас на карточке, однако эту информацию банки отказываются предоставлять, спасибо хоть наличку снят ьможно), отметили на карте городской парк, дворец культуры, пункт предоставления социальной помощи малоимущему населению, вокзал, изучили курсы обмена валют (злотый стоит примерно 2,5 гривны), провели экспресс-осмотр нескольких супермаркетов, после чего вернулись в гостиницу Radisson SAS, где нас незамедлительно оформили и поселили в пентхаузе на седьмом этаже.
Вот мы и думаем, неужели все европейские независимые кинематографисты живут в таких номерах? Тогда, должно быть, это весьма прибыльное дело, быть независимым.. Хотя, признаться, закрадывается мысль, что мы вкладываем в понятие "независимый" какой-то иной смысл.
Знакомство с участниками Grand Off состоялось вечером в ресторане "У Швейка", где мы отлично поели и попили пива.. Сидя за несколькими длинными столами общались компаниями по несколько человек. Оргкомитет и Польский киноинститут сидел за отельным столом. Наша компания: мы с G; Лоуренс из Англии, директор фестиваля Hull Film, который болтал без умолку; поляк Шимон, директор кинофестиваля "Un/Forma"; Марджа Риахи из Ирана и Нильс Вогес из Германии. Больше всего общались с Марджей, основательницей и менеджером первой новостной сети документальных и короткометражных фильмов в Азии, а также Нильсом, одним из аврторов мультфильма "Sity South" (про почтальона, который подспудно напомнил мне Чарльза Буковски), этот мультфильм заработал у меня наивысшую оценку. Приятные ребята, что и говорить.
А вообще, должен сказать, всё это - лишь тусовка. Просто тусовка без глубинного переживания кино, на мой взгляд. Вот Нильс - он горит, он - псих, втроем они снимали свой двенадцатиминутный мультфильм полтора года! Марджа тоже горит, хотя и по-другому, административно. А Лоуренс и Шимон - тусовщики, хотя и несколько разного типа.
Мы с G говорили мало, но по делу. Рассказали ребятам о концепции нашего фестиваля, о том, что он тотально независим ни от кого. Все ужаснулись - как же, а билеты, а гостиницы, а гости и пр.. Если к нам приезжают авторы, они живут под одной крышей с нами. Это, черт возьми, маленький фестиваль, после которого все расстаются лучшими друзьями. Здесь такой массовости, как на Grand Off нет и не будет. Либо ты английский тусовщик, который знает всех и везде был, но ни с кем тебя не связывает ничто, кроме улыбок и трепа; либо ты находишься в глубоком андеграунде, зато проникновение в людей, с которыми сталкиваешься, и этих людей в тебя, полное и безоговорочное. Это всё.
А с девушками-организаторами разговаривать вообще бесполезно - они на работе. Они затурканы по самое нехочу. Им надо всех ублажать и организовывать..
Нет, "Ирпенский кинофестиваль" должен всегда оставаться именно таким, какой он есть сейчас. Иначе.. Иначе, зачем ему быть?
А ночная Варшава красива!
День 2, 28 ноября 2008 г.
Закончился второй день фестиваля. Он был очень долгим и насыщенным. Началось все с десяти утра. Мы приехали в City Hall, где состоялась конференция с Матеем Карпински, директором Польского Института Кино. Он рассказывал о том, как был создан Институт (десять лет шла работа над его созданием, при этом была очень сильная оппозиция, но они победили), рассказывал о том, как Институт поддерживает независимое кино (в Польше к независимому кино относится любое кино, создаваемое не за государственные деньги), о проектах, о продвижении польского кино во всем мире (на что в прошлом году было потрачено два миллиона евро) и т.п. Людей на конференции было много, но когда дело дошло до вопросов, никто их, почему-то, не задавал. Я поинтересновался, является ли Польский Институт Кино государственной организацией, и откуда у него появляются деньги на финансирование проектов независимых кинематографистов, на что получил довольно уклончивый ответ, что Институт - организация не государственная, а общественная (в чем разница?), что у них есть фонд, который частично пополняется лотереей, а частично.. видимо, все же, частью государственного бюджета. Также г-н Карпински заверил меня, что они не могут ни копейки истратить на свои нужды (не покупают себе машины и квартиры), что их финансовые потоки абсолютно прозрачны и прочее в том же духе. Мне стало неудобно, поскольку, видимо, господа поляки меня не совсем верно поняли, и восприняли мой вопрос, как своего рода провокацию.
На фото слева направо: Paulina Bielawska и Sylwia Kujawska (из команды Grand Off), Maciej Karpinski (директор Польского Института Кино), Witold Kon (директор Grand Off и президент Cinema Art Foundation), Stanislaw Puls (глава комитета UNICA) и Ctirad Stipl (президент федерации независимых кинематографистов).
Но вот конференция закончилась, и мы поехали на автобусе в Старый Город. Очень красивое место. С погодой повезло - день выдался солнечным и довольно теплым. Времени у нас был всего час, но для Старого Города этого достаточно. По сути, это всего один небольшой квартал, вокруг которого частично сохранилась стена крепости, которая, видимо, раньше и была Варшавой.
После прогулки мы поехали в Fabryka Trzciny Artistic Centre, где отобедали и отправились на просмотр номинированных фильмов. Присутствовали только авторы, члены жюри и гости фестиваля. Посмотрели семь фильмов из пятидесяти. Выбор пал на фильмы тех авторов, которые непосредственно присутствовали в зрительном зале. Сначала все авторы представились и сказали несколько слов о своих фильмах. После каждого фильма все должны были задавать вопросы или как-то комментировать увиденное, но это дело шло очень вяло. Нас было человек двадцать, до тридцати, но все равно дело шло вяло. Если бы я лучше говорил по-английски, постарался бы исправить ситуацию, но я не говорю по-английски лучше, так что получилось все так, как получилось. Мы с G рассудили, что зря организаторы устроили столь камерные показы, стоило бы привлечь к ним рядовых зрителей, любителей кино как таковых. А здесь были лишь лица заинтересованные (авторы и члены съемочных коллективов), к тому же, часть присутствующих все фильмы уже видела. Та часть, что является Жюри, как я, например..
Фотография взята с сайта Grand Off
К сожалению, авторов лучших фильмов не было. Хотя, не совсем. “City South”, мультфильм, о котором я рассказывал вчера, про почтальона, был представлен режиссером Malte Jehmlich; также мы посмотрели отличную фантастическую картину итальянцев - “Afterville”, представленную промоутером Angelo D’Agostino. Все ребята на этой фотографии, вместе с G и Паулиной из оргкомитета фестиваля. Итак, слева направо: Анжело, G, Паулина и Мальте в ожидании обеда.
Сегодня наконец-то нашли человека, разговаривающего на русском - Яака Ярвина из Эстонии. Яак является автором нескольких книг о независимом кинематографе, а также директором кинофестиваля в Таллине. По своей идеологии и формату таллинский кинофестиваль очень похож на ирпенский. Разве что Таллин - столица, а Ирпень - пригород столицы. «Таллин» показывает ретроспективы других кинофестивалей, за счет чего набирает программу, «ИК» с этим завязал уже несколько лет назад. «Таллин» дает массированную рекламу, а мы - нет. О поддержке и финансировании мы еще не говорили. Но вот что интересно, по словам Яака, несмотря на рекламу, на фестиваль приходит очень мало зрителей, а авторам интересны лишь их собственные фильмы, и на такие показы может прийти много людей, но только на эти фильмы. «Таллин» длится один день, каждый год они показывают ровно 35 фильмов.
Последняя книга Яака (всего их уже четыре) издана на русском языке, повествует об истории отечественного независимого кинематографа, начиная с 50-х годов, поскольку до 50-х независимое кино в СССР было запрещено.
На фото наш герой между двумя немцами - авторами мультфильма "City South".
После показов организаторы хотели, чтобы авторы и представители кинофестивалей сделали «круглый стол» из стульев, и поговорили о независимом кино. Однако, эта инициатива не была поддержана и все пошли ужинать. За ужином мы продолжили общение с Марджей и Лоуренсом, а также к нам присоединились израильтяне - Sylvain Biegeleisen (режиссер документального фильма “The Last Card”, в котором на протяжении полутора часов детально показываются взаимоотношения автора со старенькой матерью; этот фильм заработал у меня самую низкую оценку, но многим другим понравился, а, может, они просто так говорят, поскольку здесь принято улыбаться и хвалить друг друга) и его жена Corinne, которая объяснила нам, что такое конелли со шпинатом, за что ей огромное спасибо, иначе, вероятно, G в третий раз не угадала бы с заказом блюда :)
Около девяти почтенная публика разделилась на два лагеря: одни решили ехать в гостиницу, а другие - посидеть еще часок за круглым столом и поговорить о независимом кинематографе, раз уж это так нужно и важно для организаторов, о чем они неоднократно говорили в этот вечер, а потом что-то сообразить в плане развлечений. Но мы с G к тому времени так устали от долгого дня с избытком аудио-визуальной информации и обильной пищи, что соблазнились первым же рейсом автобуса, и вернулись в Radisson, где пребываем и поныне. Вид из окна волшебный, не только утром, но и ночью!
День 3, 29 ноября 2008 г.
Начало церемонии награждения было назначено на 18:30. Около шести всех участников и жюри привезли в Capitol Theatre, где всем предложили посидеть в баре и выпить в ожидании открытия кинозала. Что мы и сделали. Параллельно кто-то давал интервью, все подбивали итоги, фильммейкеры раздавали свои фильмы директорам фестивалей, нам в том числе, и т.п. Всё происходило в полутьме, а народа в бар набилось количество, вчетверо, если не всемеро превышающее наше обычное количество.
На фото слева направо - Sylwia Kujawska, Szymon Stemplewski, Marjan Riahi и Анна Джи.
Но вот долгожданный час настал, и мы проследовали в зрительный зал.
Видели когда-нибудь по ТВ церемонию вручения «Оскара»? Здесь было примерно тоже в плане пафоса, хотя и чуть проще в плане масштабов и ажиотажа. Статуэтка Grand Off в человеческий рост, специально приглашенная ведущая и квинтет, играющий музыку во время того, как очередной член жюри или специально приглашенный гость вытаскивал из конверта бумажку с именем победителя.
Кстати, о победителях. У меня был легкий шок от выбранных в программу фильмов, когда я получил список и диски, но от некоторых победителей у меня случился шок тяжелый. Два фильма, которым я поставил минимальный балл (и не я один, поскольку мы обсуждали это с несколькими другими членами жюри), стали победителями, а самый замечательный фильм, с моей точки зрения, к тому же, номинированный сразу в трех категориях, не выиграл ни в одной. Быть может, не все члены жюри отнеслись к своей работе серьезно, и просто не стали смотреть полнометражный “The walking man”, который, к сожалению, был далеко не лучшего качества изображения. Какова бы ни была причина такой несправедливости, несмотря на то, что в остальных восьми номинаях победители почти полностью соответствовали моему выбору, церемония меня огорчила, и я даже стал подозревать организаторов в передергивании.
Так кто же, все-таки, победил на Grand Off 2?
Фотография взята с сайта Grand Off
На фото - награждение немецких мультипликаторов Malte Jehmlich и Nils Voges, авторов фильма "City South".
Лучший анимационный - “City South” (однозначно! Кстати, этот мультфильм будет участвовать в «ИК-7»)
Лучший игровой фильм - “Dead cell” (не согласен!)
Лучший документальный - “The last card” (не согласен!)
Лучший актер - “True colors” (почти согласен)
Лучшая актриса - “Dead cell” (вот тут почти согласен)
Лучшая режиссура - “Ticket please” (почти согласен)
Лучшая операторская работа - “Dreams and awakenings” (почти согласен)
Лучший монтаж - “It wasn’t God’s will” (лично мне монтаж показался грубоватым)
Лучший сценарий - “Private life” (однозначно!)
Лучший неевропейский фильм - “Angels die in the soil” (однозначно!)
После торжественного награждения победителей памятными дипломами и трехкилограммовыми статуэтками, мы еще немного побыли в клубе, чтобы достопочтенная публика могла лично пообщаться с богемой мира кино, и направились на поздний прощальный ужин, который завершился около часа ночи.
На фото - награждение памятным дипломом Angelo D'Agostino, представлявшего на фестивале фильм "Afterville".
После этого старшее поколение организаторов, жюри и специально приглашенных гостей отправились спать в гостиницу, а молодое поколение организаторов, жюри и фильммейкеров отправились в кафе на королевскую вечеринку.
На фото слева направо - Malte Jehmlich, Nils Voges, Angelo D'Agostino, Sergey Twob.
В кафе все вели себя очень непринужденно, и когда оно закрылось (а случилось это около трех часов ночи), все мы вышли из него лучшими друзьями, решившими продолжить и закончить ночь на дискотеке.
В конечном счете, для нас Grand Off закончился около шести утра, когда мы вернулись в гостиничный номер и мгновенно уснули. Теперь уже было неважно, кто победил, а кто не получил статуэтку, и было все равно, совпал ли мой выбор с тем, что провозгласили организаторы фестиваля. Всё было кончено до следующего года, когда, я уверен, в конкурсной программе появятся, наконец, фильмы из Украины, России и Беларуси, представленные «Ирпенским кинофестивалем»!
Сергей “2B” Туби
организатор "Ирпенского кинофестиваля"
оставить комментарий