Сергей Туби. Авторские права кинематографистов.


     Хочется сказать несколько слов об авторских правах кинематографистов. В
этой  статье  я  попытался  рассмотреть  основные  моменты,  касающиеся нас,
согласно   украинского  законодательства,  а  именно,  Закона  Украины  "Про
авторское право и смежные права". 
     
     Прежде  всего,  термины.  Не столь полезная, сколь занятная информация.
Даю дословный перевод относящихся к кино определений: 
     Автор  -  физическое  лицо,  которое  своим  творческим  трудом создало
произведение. 
     Аудиовизуальное  произведение  -  произведение,  которое фиксируется на
определенном   материальном   носителе  (кинопленке,  магнитной  пленке  или
магнитном  диске, компакт-диске и т.п.) в виде серии последовательных кадров
(изображений)  или  аналоговых  или  дискретных сигналов, которые отображают
подвижные  изображения  (как  со звуковым сопровождением, так и без него), и
восприятие  которого  возможно  исключительно  с помощью того или иного вида
экрана  (киноэкрана,  телевизионного  экрана  и  т.п.), на котором подвижные
изображения   визуально  отображаются  с  помощью  определенных  технических
средств.   Видами   аудиовизуального   произведения   являются   кинофильмы,
телефильмы,  видеофильмы, диафильмы, слайдофильми и т.п., которые могут быть
игровыми, анимационными (мультипликационными), неигровыми или другими. 
     Исключительное   право   -  имущественное  право  лица,  которое  имеет
относительно  произведения,  исполнения,  постановки,  передачи  организации
речи,  фонограммы  или  видеограммы авторское право и (или) смежные права на
использование  этих объектов авторского права и (или) смежных прав лишь ним,
и  на выдачу лишь этим лицом разрешения или запрета их использования другими
лицами. 
     Видеограмма  -  видеозапись  на  соответствующем  материальном носителе
(магнитной  ленте,  магнитном  диске,  компакт-диске  и т.п.) исполнения или
любых подвижных изображений (со звуковым сопровождением или без него), кроме
изображений в виде записи, которая входит в аудиовизуальное произведение. 
     Имя  автора  -  совокупность  слов  или  знаков, которые идентифицируют
автора:  фамилия  и  имя  автора;  фамилия,  имя и отчество автора; инициалы
автора;  псевдоним  автора;  принятый  автором  знак (совокупность знаков) и
т.п. 
     Оповещение (раскрытие публике) произведения - осуществленное с согласия
автора  или другого субъекта авторского права и (или) смежных прав действие,
которое  впервые  делает  произведение  доступным  публике путем публикации,
публичного исполнения, публичного показа, публичной демонстрации, публичного
извещения и т.п. 
     Публикация произведения, фонограммы, видеограммы - выпуск в обращение с
согласия  автора  или другого субъекта авторского права и (или) смежных прав
изготовленных   полиграфическими,   электронными   или   другими   способами
экземпляров произведения. 
     Продюсер  аудиовизуального  произведения - лицо, которое организует или
организует и финансирует создание аудиовизуального произведения. 
     Псевдоним  -  выдуманное  имя,  выбранное  автором или исполнителем для
обозначения своего авторства. 
     Публичная  демонстрация  аудиовизуального  произведения,  видеограммы -
публичное  одноразовое  или  многоразовое  представление  публике с согласия
субъектов  авторского  права  и  (или)  смежных  прав в помещении, где могут
присутствовать лица, не принадлежащие обычному кругу одной семьи или близких
знакомых этой семьи. 
     Публичный   показ   -   любая  демонстрация  оригинала  или  экземпляра
произведения, исполнения, фонограммы, видеограммы, передачи организации речи
с  согласия  субъектов авторского права и (или) смежных прав непосредственно
или  на  экране  с  помощью  пленки, слайда, телевизионного кадра и т.п. (за
исключением  передачи  в эфир или по кабелям) или с помощью других устройств
или  процессов  в местах, где присутствуют или могут присутствовать лица, не
принадлежащие  обычному  кругу  одной семьи или близких знакомых этой семьи,
независимо  от  того,  присутствуют  ли  они  в одном месте и в одно и то же
время,   или   в   разных   местах   и   в  разное  время  (публичный  показ
аудиовизуального  произведения  или  видеограммы означает также демонстрацию
отдельных   кадров   аудиовизуального   произведения   без   соблюдения   их
последовательности). 
     Публичное  извещение - передача с согласия субъектов авторского права и
(или)  смежных  прав  в  эфир  с  помощью радиоволн (а также лазерных лучей,
гамма-лучей  и т.п.), в том числе с использованием спутника, или передача на
расстояние  с  помощью  проводов  или  любого  вида наземного или подземного
(подводного)   кабеля   (проводникового,  оптоволоконного  и  других  видов)
произведения,  исполнения,  любых  звуков  и (или) изображений, их записей в
фонограммах  и  видеограммах,  программах  организации  речи  и  т.п.,  если
указанная  передача  может  быть воспринята неограниченным количеством лиц в
разных  местах,  отдаленность  которых  от  места  передачи  такова, что без
указанной передачи изображение или звуки не могут быть восприняты. 
     
     Впечатляет?  Собственно,  вся  эта  информация вряд ли может быть очень
полезна  независимым кинематографистам, не ставящим перед собою цель личного
обогащения  посредством  продажи  своих  фильмов.  Тем  не менее, для общего
кругозора  любопытно  узнать,  чем  отличается  публичная  демонстрация  от,
скажем,  публичного показа или публичного извещения, не так ли? В Законе еще
много  различных  определений,  указаний, правил и статей, но большинству из
нас  они  вряд  ли  когда-нибудь понадобятся. Потому всё то, что не может на
данном  этапе  развития  найти  в  нашем случае практического применения, мы
опустим. 
     
     Далее  -  момент  истины  -  возникновение  авторского  права. Согласно
Закону,  "авторское  право  на  произведение  возникает вследствие факта его
создания.  Для  возникновения  и осуществления авторского права не требуется
регистрация  произведения  или  любое  другое  специальное его оформление, а
также   выполнение   любых  других  формальностей".  Сфера  действия  закона
распространяется  на  всех и вся (далее следует обширный список резидентов и
граждан  державы  за  рубежом,  подробно  останавливаться  на  котором мы не
станем). Думаю, это и так понятно. Впрочем, на случай посягательства на ваши
исключительные  права,  желательно иметь какое-то неоспоримое доказательство
вашего  авторства,  ведь  "в случае отсутствия доказательства иного, автором
произведения считается лицо, указанное как автор на оригинале или экземпляре
произведения  (презумпция авторства)". Другими словами, если вы сняли фильм,
но  нигде  его  не  показывали  и  не делали к нему титры, первый попавшийся
человек  может,  обведя букву "с" в кружочек и написав рядом свое имя, стать
охраняемым  законом  автором упомянутого выше аудиовизуального произведения.
Это  было  бы,  мягко  говоря,  неприятно.  Напрашивается простейшее решение
данной проблемы: оповещение произведения (например, в сети internet), или же
публичный его показ (на каком-нибудь кино или видео фестивале). 
     
     И   вот,  наконец,  статья  17:  "Авторское  право  на  аудиовизуальное
произведение".   Прежде   всего,   отметим,  кто  является  авторами  такого
произведения,  ведь  большинство,  как  правило, считает, что автором фильма
является  лишь  режиссер и, в лучшем случае, автор сценария. Но нет, авторов
фильма больше. Это: 
     а) режиссер-постановщик; 
     б) автор сценария и (или) текстов, диалогов; 
     в)   автор  специально  созданного  для  аудиовизуального  произведения
музыкального произведения с текстом или без него; 
     г) художник-постановщик; 
     д) оператор-постановщик. 
     Конечно,  одно  и  то  же  физическое  лицо может совмещать две и более
авторских  функций,  как  это  обычно  и  бывает в независимом кино. Но если
кто-то  написал для вашего фильма музыку или подготовил декорации - он может
использовать их на свое усмотрение, причем без вашего ведома и согласно тому
же  Закону.  Также  без  согласия  авторов (и это важно!), но с обязательным
указанием  имени  автора  и  источника  информации,  могут быть использованы
"цитаты   (короткие   отрывки)  из  опубликованных  произведений  в  объеме,
оправданном  поставленной  целью,  в  том  числе ... свободное использование
цитат  в форме коротких отрывков из выступлений и произведений, включенных в
фонограммы   (видеограммы)   или   программы  речи".  Допускается  свободное
воспроизведение  фрагментов  опубликованных  аудиовизуальных  произведений в
качестве   иллюстраций   для   обучения,  при  строгом  соблюдении  целевого
назначения,  разумеется.  Категорически  запрещено свободное воспроизведение
произведений  в  личных  целях.  Звучит забавно: "Произведения и исполнения,
зафиксированные  в  фонограммах,  видеограммах,  их экземплярах, допускается
воспроизводить  в  домашних  условиях и исключительно в личных целях или для
обычного  круга  семьи или близких знакомых этой семьи без разрешения автора
(авторов),    исполнителей,    производителей    фонограмм,   производителей
видеограмм, но с выплатой вознаграждения. Особенности выплаты вознаграждения
в этом случае определены статьей 42 этого Закона". 
     
     Руководствуясь  принципами  некоммерческого  искусства,  мы  не  станем
рассматривать статью 42. Поверьте, она длинная, скучная и неинтересная! Да и
последующие  разделы,  касающиеся  смежных  прав и управления имущественными
правами  субъектов авторского права не могут быть очень интересны участникам
СОНЕК.   А   потому   позвольте   закончить  этот  небольшой  обзор  важного
государственного   документа  и  пожелать  всем  творческого  вдохновения  и
возникновения авторских прав на достойные аудиовизуальные произведения! 

27 июля 2005 г.


© 2005-2006 2B
использование материалов приветствуется при наличии письменного разрешения автора.