Колонка редактора №6(25) от 30 июня 2010 г. |
Сергей Целинко. Свободный айтишник.
| |||
2B: | Обычно, я слышал, употребляют слова вроде "фрилансер", "программист", "веб-мастер" и т.п. А как можно интерпретировать словосочетание «свободный айтишник»? | ||
Сергей: | Можно интерпретировать как фрилансер. Потому что не чистый программист всё-таки, а веб-программист плюс админ. | ||
2B: | А на каких проектах сфокусировано твоё внимание? | ||
Сергей: | Интересуют необычные сайты, веб-приложения. Скажем, сейчас популярно сайтостроительство на базе готовых систем управления контентом и скриптописательство с использованием готовых библиотек. Мне это как-то неинтересно - во-первых, во всех этих системах множество функций, не нужных в каждом текущем проекте, во-вторых, их функциональность ограничена изначально. Конечно, хорошо, когда любой желающий может создать сайт о своем увлечении, но когда эти сайты похожи, как близнецы, а функции новостного сайта через одно место адаптируют под музыкальный, становится грустно. Меня же интересует написание проекта с нуля, проектирование сайта или приложения под конкретную задачу. | ||
2B: | Твои личные проекты связаны преимущественно с музыкой? | ||
Сергей: | Личные проекты связаны с тем, что мне интересно. Основные - да, с музыкой. Хочется, чтобы у любого была возможность послушать любую музыку (1000 пластинок) или старые пластинки (Старая музыка). Люблю мультики и диафильмы - появился Баюн, на котором их можно посмотреть. Сейчас вот вспомнил детскую мечту о модельках машинок - запустил проект "Автомобиль - не роскошь...". Ну а поскольку я практически живу в сети, хочется, чтобы содержание её было максимально разнообразным. Сейчас заканчиваю работу надо очередным проектом - системой создания сайтов "Сезам". Это будет подобие детского конструктора - из готовых модулей и блоков с помощью мышки строится любой сайт. Дизайн сайта и расположение блоков тоже делаются одной мышкой - блоки перетаскиваются, размеры элементов меняются, по правому щелчку выпадает меню, в котором можно изменить шрифт, фон, картинку, отступы для каждого элемента. То есть, никакой специальной подготовки от пользователя системы требоваться не будет, всё как в Ворде. Сами блоки тоже строятся из "кирпичиков" - стандартных элементов вроде "Поле с возможностью увеличения/уменьшения значения", "Кнопка удаления", "Кнопка добавления" и так далее. То есть, пользователи, имеющие небольшую подготовку, достаточно легко смогут сами создавать новые модули для системы. | ||
2B: | То есть ты – эдакий альтруист в сети, пытающийся сделать мир лучше? | ||
Сергей: | Если и альтруист, то достаточно прагматичный. Мир должен стать лучше, конечно, но при этом и я в этом мире не должен бы умереть от голода. Побочным продуктом улучшения мира в идеальном случае должен быть и мой доход. Не обязательно явно выраженный материально (я не требую от посетителей сайтов денег), но с возможностью его конвертации. Как пример - та же реклама на сайтах. Люди ходят, смотрят, слушают и щелкают на неё. И им не сложно, и мне есть за что поддерживать сервер и пить чай. Или, в случае с конструктором сайтов, ссылка на меня как разработчика, которая позволит в случае необходимости предъявить возможному заказчику платной работы внушительное портфолио из работ бесплатных. | ||
2B: | А много у тебя было платных заказных проектов, или личные позволяют жить в своё удовольствие? | ||
Сергей: | Я регулярно подыскиваю небольшие или средние платные проекты на стороне. Жить-то на что-то нужно. Личные проекты сейчас окупают содержание моего сервера в дата-центре и аренду интернет-канала для него. Ну и бытовые мелочи вроде оплаты домашнего интернета и счетов за свет. "1000 пластинок" третий месяц практически не приносит дохода из-за смены основного домена на .net, а остальные проекты пока маленькие для серьезного заработка. Если говорить о серьезных заказных проектах, то их было всего 3-4. Я не люблю браться за крупные чужие проекты, разве что они будут очень необычными или чем-то меня сильно заинтересуют. | ||
2B: | Ты не только коллекционируешь музыку, но и создаёшь её? | ||
Сергей: | Сейчас очень редко пишу что-то новое, еще реже записываю. Я считаю, что нужно заниматься тем, что нравится и что хорошо получается. Слушая свою музыку, я понимаю, что, хоть мне и нравится её писать, но получается это вторично, неоригинально, без "изюминки". В общем, создание музыки оказалось не совсем моим делом, поэтому количество времени, которое я на это дело выделяю, уменьшается. Оказалось, что программист из меня явно лучший, чем композитор-поэт-музыкант. Для интереса, ознакомиться с несколькими песнями из творчества моей группы "Бюро находок" можно по ссылке. Старые записи, пожалуй, лучшее, что получилось. Условно датированы 2000 годом, на самом деле записаны в 1999 - 2003. | ||
2B: | "Бюро находок" было уже после "Alter Ego", в составе которого мы успели выступить на нескольких концертах? | ||
Сергей: | Оно было до и некоторое время после. Потом еще была попытка создать сольный проект "Sertse", но записи остались, по-моему, только на кассете. У меня пару лет назад слетел старый архивный винт, на котором лежало большинство оригиналов записей, восстановить почти ничего не удалось. | ||
2B: | У тебя никогда не возникало чувство сожаления о том, что ты старался, но не вышло? | ||
Сергей: | Пожалуй, не чувство сожаления, а легкая грусть. Но, как сказал не помню кто, "лучше жалеть о сделанном, чем жалеть о не сделанном". Поэтому я всё-таки рад, что хотя бы попробовал свои силы и в создании музыки тоже. | ||
2B: | Быть может, тогда уже продолжишь список, и расскажешь, в чем ещё ты успел попробовать свои силы? | ||
Сергей: | Немного поработал грузчиком автопокрышек. Пока здоровье позволяло, и пока не понял, что физическим трудом зарабатывать на жизнь достаточно тяжело. Попробовал поторговать на радиорынке и поработать сборщиком компьютеров. Некоторое время занимался написанием курсовых по базам данных и репетиторством по компьютерным дисциплинам. Некоторое время был уличным музыкантом. Попробовал поработать экономистом. Скучно оказалось. Работал сисадмином на полную ставку в гос. конторе и на фирме. В гос. конторе было хорошо, поскольку было много свободного времени. На фирме хуже в том плане, что в обязанности админа входило всё, связанное с околокомпьютерным железом, включая покупку перегоревших блоков питания для калькуляторов, ремонт ноутбуков и программирование древней мини-АТС, к которой не было мастер-телефона. | ||
2B: | Довольно разнообразный и не особенно легкий жизненный путь, на мой взгляд. Расскажи о том, как ты был уличным музыкантом? От этого веет настоящей романтикой! | ||
Сергей: | Начинал как, наверное, многие на Майдане, в "Трубе". Пока её не перестроили и не наоткрывали "Глобусов" и кафешек, там были удобнейшие стены, возле которых можно было спокойно стать с гитарой. Когда "Трубу" начали перестраивать, мы постепенно перебазировались на Контрактовую площадь. Собралась команда из двух гитаристов и владельца комбика, микрофона и стойки, мы общими усилиями сделали электрогитару, которую было не очень жалко ежедневно использовать на улице, договорились о подключении к сети и хранении аппаратуры в одном из ларьков-казино и года 3, по-моему, в теплое время приезжали и играли на улице. Постепенно эти играния начали заканчиваться пьянками, да и надоело каждый вечер играть одно и то же, и я ушел из этой команды. После этого серьезно "на чехол" не играл, так, иногда приезжал на Майдан и подменял знакомых гитаристов, если хотелось поиграть и попеть. | ||
2B: | Тебе нравилось играть "на чехол" ради денег, или чтобы быть услышанным? Никогда не смущало, что это нечто вроде попрошайничества, с некоторых точек зрения? | ||
Сергей: | Мне нравилось просто играть. "На чехол", нет - не особо важно. А насчет попрошайничества - когда бренчат на расстроенной гитаре не зажимая аккордов и просят денег - это попрошайничество, а когда нормально играют и поют, выкладываясь при этом - это труд, не легче многих других. А любой труд должен быть оплачен, я так считаю. | ||
2B: | То есть у тебя никогда не было иллюзий о творчестве ради творчества? | ||
Сергей: | Ну почему же, были. Местами даже остались. Но иллюзии хороши, когда в реальности есть что есть. Я ценю комфорт и не сторонник фразы о голодных поэтах. | ||
2B: | Но ты, все же, остаешься поэтом, пусть и сытым? Не выступая и не записываясь, ты продолжаешь писать и сочинять? | ||
Сергей: | Продолжаю понемногу. Просто потому, что мне это интересно. | ||
2B: | У тебя есть мечта? | ||
Сергей: | "Большой и светлой" мечты как-то нет. Есть несколько "маленьких и пыльных" желаний, которые потихоньку реализуются. Наверное, самое сильное из них - чтобы было интересно жить. | ||
2B: | Чем дольше живу, тем больше убеждаюсь в том, что интересы в жизни у всех разные. Поскольку ты сфокусировал свое внимание на веб-программировании, предположу, что так жить тебе интересно. Скажи, пожалуйста, а каким ты видишь идеальный интернет-проект? | ||
Сергей: | В первую очередь, удобным для посетителя и интуитивно понятным. Посетитель не должен сидеть и думать: "А что будет, если я нажму сюда", или изучать комбинации вроде "Чтобы послушать музыку, нужно открыть то, запустить это, перетащить то туда, трижды произнести заклинание и проговорить название песни на китайском языке", даже если эти комбинации будут высокотехнологичными. Сайт или приложение должны быть максимально логичными и требовать от посетителя только привычных действий, демонстрируя для них привычные элементы интерфейса. В идеале, должно быть минимальное количество текстовых подсказок (как показывает опыт, их практически не читают, даже если они появляются огромными красными буквами во всплывающем окне), и результаты всех действий должны быть абсолютно предсказуемыми. Ну, например, что можно подумать, если на сайте нарисована красивая иконка с зачеркнутой надписью www? Да всё, что угодно, вплоть до того, что по клику на этой иконке привычный интернет прекратит своё существование :) А если вместо этой иконки сделать простую надпись "скрыть ссылки", то человеку сразу становится намного понятнее, что произойдет при нажатии сюда. Это же касается всевозможных перетаскиваний и двойных щелчков - в интернет-приложениях они не ожидаются, а поэтому требуют бОльших усилий для понимания и привыкания. | ||
2B: | С техническими аспектами ясно. А каким ты видишь содержание идеального интернет-проекта? | ||
Сергей: | Да любым. На любое содержание найдется свой посетитель. Люди разные, у каждого свои интересы. Так что содержание может быть абсолютно любым. | ||
2B: | А если пофантазировать и представить себе, что в интернете остался всего лишь один-единственный сайт, каким бы он должен был быть? | ||
Сергей: | Всеобъемлющим, наверное. Не знаю, трудно представить. | ||
2B: | Мне не даёт покоя твоё музыкальное прошлое... Может быть, расскажешь какую-то наиболее запомнившуюся тебе историю, ситуацию, в которую ты попадал? | ||
Сергей: | Одну из забавных историй ты и сам, наверное, помнишь. Когда мы в виде Alter Ego выступали в консерватории на каком-то конкурсе. За день до выступления ВНЕЗАПНО оказалось, что это конкурс украинской песни, и текст обязательно должен быть на украинском. У меня всё было на русском, и заявленная песня, естественно, тоже. Причем на русском языке текст был одобрен организаторами конкурса. Ну вот, пришлось выпить Бренди-колы и срочно переводить на украинский. Вроде бы всё перевелось с сохранением смысла, рифмы и размера, кроме фразы "А на улице март", которую оставили в прямом варианте "А на вулиці березень", и которая вылезла из ритма на 2 слога. В общем, никто ничего не заметил, "це все тільки шоу". | ||
2B: | Да, помню. Весёлые были времена! Ностальгия не одолевает? | ||
Сергей: | Иногда. Как у Макаревича: Собраться, что ли, вместе, как тогда, И дать гвоздя, чтоб снова дым пошел... Дальше по тексту Макаревич тоже всё правильно поет: "Кому теперь он нужен, рок-н-ролл?" Так что ностальгия приходит и уходит, а жизнь продолжается. | ||
2B: | И это здорово! Спасибо тебе за уделённое время, и удачи в твоих идеальных интернет-проектах! |